Category:

115. Проклятые критики. Продолжение. Читаем с Мариной Олеговной Саввиных (гл. ред. "День и Ночь").


"ПРОКЛЯТЫЕ КРИТИКИ"

После продолжительного перерыва вновь берусь за этот мощный фолиант.

Итак, на стр. 436-455 Вадим Чекунов производит дератификацию)) повести Александра Пелевина "Покров-17".

Дальше - только цитаты, ничего личного)))

"... кто же, кроме самого автора, виноват, что написал кривую книжку и послушал плохого совета не брать псевдоним. "Будет весело", - однажды пообещал Пелевину какой-то шутник из издательства и обрёк на бесконечное "нет, я не Байрон, я другой..." В итоге весело не стало, а получилась картина печальнее, чем у внуковатого доцента Астцватурова - тот тоже на веки вечные оседлал тему своей фамилии, но там фишка в её сложноватости, а тень на плетень всё же не наводится. В случае с Пелевиным - джуниором не помогают даже кивки на титанов, столпов и демиургов вроде Алексея Толстого и всевозможных Ивановых - по очевидной причине, что Александр явно не столп и демиург, а из титанов ближе всего к его творчеству будет водонагревательный" - стр. 436 )))))))

"Начинается текст бодро и нелепо" - стр. 438 ))))))

"Познакомившись и подружившись, наши соколики начинают предаваться всяким предосулительным действиям, которые критик Евгения Вежлян, непревзойдённая мастерица речекряка, любит называть "лукизмом" и "эйджизмом". - стр. 445 ))))

На стр. 455 - 474 под раздачу пряников попадает В.Левенталь со своей "Комнатой страха". Как всегда у Чекунова, разбор наиподробнейший, сверхдоказательный и супер-тщательнЕйший. Останавливаться не буду - приведу только самую, на мой взгляд, фундаментально-мировоззренческую часть статьи:

"Дорогие большелитературные авторы и их прекрасные редакторы! Иллюзий, что новая критика может оказать хоть какое-то воспитательное воздействие , у нас нет. Ведь она, известное дело, пишется сплошь злобными да завистливыми неудачниками. А то и вообще проходимцами, согласно вашей же другой мантре: "это не критика!". Тут возразить трудно. Где мы, а где левентали. Иной раз зазудит левая подмышка, потянется к перу... Но понимаешь - нет, не смогу про шпиёнов в погонах и с военными билетами, не осилю. Но, уважаемые творцы и редакторы, попытайтесь хотя бы прислушаться к голосу тех, ради кого (по идее) вся ваша деятельность и производится. Речь, если что, о читателях. О тех, кого вы "низами" величаете. А они, "низы", от ваших попыток спрятать халтурное отношение к тексту камланием про "ловлю блох" уже откровенно устали. И говорят вам открыто:

"Задумайтесь о метафоричной основе слова "блохи". Вы имеете в виду нечто мелкое, несущественное. Но, как и в разбираемой книге, вы не в состоянии точно выразить свою мысль. Блохи - это совсем не мелочи. Они не водятся у здорового и опрятного человека. Блохи вызывают брезгливость. Блохи, наконец, переносят смертельные заболевания".

"Для вас любое указание на ошибки есть ловля блох. Не очень корректная метафора. У вашего текста не блохи. У него клещи, которые высасывают из текста всякую жизнь и закрывают своими жирными телами любовно выстроенный сюжетец".

Всякий раз, как вас потянет на привычное "п-фуй", ну это блохи, а суть-то, а замысел!", - перечитайте приведённое выше. Вдруг удержитесь! Вдруг начнёте учиться писать", - стр. 473


В общем дальше та же безрадостная картина. Нет идей — нет крупных произведений, нет труда — нет стиля, формы, профессионализма. А когда доступна практически вся классика и наша и переводная — это приговор. 

Это во всем так. С одной стороны можно взять готовый сюжет и его обыграть интересно, с другой. Все сюжеты затерты до дыр, сделать это интересно все сложнее. Можно оттачивать свое мастерство в дневнике, блоге и т.д. и т.п. но надо иметь три вещи, 1) Позицию (да именно так), люди « и вашим и нашим» никому  не интересны и вызывают ...презрение и неприязнь. 2) Наблюдательность. Оторванные от жизни «потоки сознания» не связные с реальностью за 70+ лет существования жанра приелись, нужно вскрыть проблему которая отзовется в читателе, для этого надо быть чутким и наблюдательным (да, иметь «эмпатию») и искренне интересоваться миром и людьми. 3) Труд, труд и труд.- только владение инструментом (словом) те пресловутые 10.000 часов могут дать актуальный текст, + быть все таки социализированным чтобы не писать на архаике и  не жить архаикой (как уехавшие 30 лет назад эмигранты, увезли с собой тот язык, привычки, идеи, и «законсервировались» в этом в отрыве от общества).В Архаику надо заходить мастерски как Гришковец в «Похороните меня за плинтусом», чтобы ностальгия прямо «отзывалась». Или не прикасаться к ней вообще. 

А я лучше Чехова, Островского и Бунина перечитаю, поверьте им всегда есть что мне сказать нового. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded